В Атлантическом океане, у берегов штата Джорджия, лежит крохотный островок Сент-Катерина длиной всего лишь одиннадцать километров. Населяют его разные дикие животные, у которых есть одно общее: все они относятся к последним представителям своего вида. Заповедник, занимающий часть острова, организован Нью-Йоркским (Бронксским) зоопарком с целью сохранения исчезающих видов млекопитающих, пернатых и пресмыкающихся.
На острове, лежащем в 50 километрах к югу от города Саванны, собраны дикие животные со всего земного шара, в том числе африканские антилопы, черепахи из районов Индийского океана и австралийские валлаби. Безопасные условия заповедника и тщательный уход за животными позволяют им свободно размножаться и увеличивать свою резко сократившуюся численность. Некоторых из родившихся здесь животных увозят в страну их предков и выпускают в природную среду, других отправляют в зоопарки, остальные живут на острове до конца своих дней.
Работа, которая ведется на острове Сент-Катерина, необходима по причине серьезного урона, который наносят общему количеству для популяции различных видов животных охотники, хищные звери, чье поголовье растет, а также вторжение городов, фермерских хозяйств и домашнего скота на исконные территории этих животных. «Лучшая альтернатива — это охранять животных в их родной среде, но такой возможности просто нет. Диких животных вытесняют», — говорит Уильям Конуэй, главная в зоологическом обществе в Нью-Йорке, под эгидой которого работают Бронксский зоопарк и заповедник на острове Сент-Катерина.
В работе заповедника принимают участие более десяти других зоопарков, временно предоставляющих ему животных на предмет изучения или выведения потомства. «Ценность острова Сент-Катерина как сокровищницы генетических возможностей была и будет крайне велика», — говорит Конуэй.
Джон Лукас ранее был смотрителем заповедника с 1976 до 1983 года. Живя на острове, он наблюдал за здоровыми животными и ухаживал за больными. «Мы всегда обязаны помнить, с кем мы разделяем нашу планету, — говорит он. — На нас лежит ответственность за судьбу диких животных, которых мы обижали столь долгое время».
В заповеднике большого успеха Лукас добился с небольшой саблерогой антилопой аддакс, строением тела похожей на северного оленя. В 1975 году на острове поселили шесть аддаксов, и через несколько лет тщательного ухода и разведения на одном из пастбищ заповедника уже паслось ни много ни мало 35 этих животных.
Сент-Катерина лежит в восьми километрах от берегов Джорджии, и это обстоятельство способствует охране живущих на нем животных. Связь с материком поддерживается по одному единственному радиотелефону. Остров принадлежит Фонду Эдуарда Джона Нобла — филантропической организации, и часть территории, ныне занимаемой заповедником, или Центром выживания диких животных, была передана в длительное пользование Нью-Йоркскому зоологическому обществу. К середине 80-х годов Общество расширило свою территорию заповедника до 400 гектаров; общая площадь острова — 9000 гектаров.
«Буквально сотни видов диких животных стоят на грани полного исчезновения, — говорит Фрэнк Ларкин, ответственный сотрудник Фонда Нобла, — и я надеюсь, что найдутся еще люди, которые захотят организовать подобные заповедники. В Соединенных Штатах работают еще два больших заповедника для диких зверей — один близ калифорнийского города Сан-Паскуаль, другой неподалеку от города Фронт-Ройал в штате Вирджиния».
Работу по сохранению исчезающих видов диких животных проводит и Бронксский зоопарк. Его научные сотрудники ведут учет измерения выживаемости животных во всем мире, в частности некоторых видов птиц в Венесуэле, горных козлов на юге Индии, слонов в Кении. В общей сложности зоопарком организованы 34 программы изучения выживаемости животных в 21 стране. Некоторые из этих исследований проводятся в 45 национальных парках и заповедниках вне территории США. Эта программа за границей охватывает свыше 45 охраняемых государствами заповедных территорий.
«Бронксский зоопарк, — пишет в журнале «Нью-Йорк тайме магазин» Майкл Райт, — приобрел важное значение для всего мира. Его программа по изучению жизни и поведения диких животных, их сохранению и защите охватывает самые далекие уголки земного шара, а экспериментальная работа по искусственному осеменению и пересадке эмбрионов привлекает повсеместно внимание зоологов».
Когда самец по той или иной причине попадает в ветеринарную лечебницу, у него берут и замораживают сперму. «Этим путем мы обеспечиваем себя на будущее, — говорит Эмиль Доленсек, главный ветеринар зоопарка. — Искусственное осеменение является, возможно, единственным способом сохранения численности популяций некоторых видов диких животных в ближайшие 10 — 15 лет. В настоящее время большинство зоопарков мало что знают об искусственном оплодотворении. Но мы должны быть готовы к тому дню, когда наступит кризис».
Конуэй надеется, что работа, проводимая в Бронксском зоопарке, на острове Сент-Катерина и в других заповедниках, спасет некоторые виды диких животных от вымирания. «Я не думаю, что все они исчезнут к двухтысячному году, — говорит он. — Мы достигли значительных успехов в размножении диких животных. Многие размножаются в зоопарках из поколения в поколение, и мы начинаем все больше и больше понимать роль, которую играет в этом генетика. Я думаю, у нас есть еще немного времени. Но если мы не постараемся использовать его разумно, то в один прекрасный день в наших зоопарках не останется ничего, кроме кур и свиней».