Российские интеллектуалы давно заглядываются на Европу и Америку в поисках новой родины, способной как оценить, так и обеспечить творческое развитие исследователей, популяризаторов и практиков из самых различных областей науки. Соотечественники находят в этом либо безвозвратную «утечку мозгов», либо достойный вариант внедрения в западные научные школы и мировое сообщество ученых. Одни представляют иммиграцию трагедией, другие – естественным условием будущего расцвета отечественной науки в результате свободного обмена информацией и людьми.
Выбор: динамика и впечатления
Первый вполне традиционный шаг – поездка по временному трудовому контракту без особых перспектив на иммигрантское будущее, студенческая или аспирантская стажировка. Личностные амбиции и один из законов капитализма – мобильность рабочей силы – постепенно проводят новичка по вузам, школам, лабораториям и фирмам, зачастую вовлекая всю семью иностранного специалиста в доходное путешествие по странам и континентам. Преодолевая языковой барьер, иммигранты овладевают искусством сотрудничества и опытом натурализации.
Психологическую поддержку зарубежному выбору они, как правило, находят в истории жизни мировых светил на рубеже 19-20 веков. Современная научная и культурная иммиграция уже превзошла все ретроспективные аналоги, расширяя географию движения в Китай, Австралию и Южную Америку, а не только в США и ЕС.
За 15 порубежных лет нынешних столетий из новой России два с половиной десятка тысяч специалистов выехали на ПМЖ, а еще четыре постоянно трудились за рубежом. В 1990-х темпы иммиграции достигали 5-6 тысяч человек в год. Страна потеряла половину всех своих работающих выпускников физматов и биофаков. Пенсионеры составляли 2/3 кандидатов и докторов наук, оставшихся в институтах РАН.
Правящая элита тоже ориентировала своих чад на западное обучение, правда, далекое от основных научных направлений и существенно ограниченное знанием только английского языка. Из пары-тройки тысяч молодых россиян половина полагала желательным продолжить жизнь за границей, еще 20% студентов намеревались учиться там дальше, лишь 18% имели твердое мнение об обязательном возвращении на родину.
США встречают: проблема или благо?
Очевиден вполне научный подход к привлечению квалифицированных специалистов научно-технологических направлений из-за рубежа. Официальная статистика и материалы социологических исследований не просто представляют анализ, но демонстрируют гордость вполне патриотическим интернационализмом в использовании человеческого капитала. В США половина нобелевских лауреатов – не уроженцы страны, а 10% из нее – вообще из России. Коренные американцы проигрывают конкуренцию иностранцам по многим направлениям и уровням научного образования и деятельности, однако правительство не ограничивает выгодный приток. Причины не только в качестве школьного обучения, но и в стремлении молодежи искать более доходные сферы приложения своих сил, не доступные иммигрантам.
Власти вполне внимательно отслеживают ситуацию с научной иммиграцией и конкуренцией на этой ниве. Государственные программы привлекают иммигрантов в ведущие экономики разных континентов. Южная Корея даже пытается целенаправленно ассимилировать россиян.
Половине иностранцев с докторской степенью, обучавшихся в США, предоставляли здесь работу и в течение 10 лет давали гражданство, хотя и грин-карта не ограничивала их профессиональные возможности. Иммигранты из России, конечно, уступали китайцам и индийцам, но и их доля впечатляет – 5-6%. Правда, РФ не вошла в дюжину стран, которые поставляли штатных профессоров: недостаточны языковая подготовка, интеграция в профессиональное сообщество. Не нашлось России и места среди лидеров, поставляющих студентов и аспирантов.
Иммиграционное законодательство США стимулирует получение грин-карты двум категориям специалистов (Extraordinary и Exceptional), принадлежность к которым необходимо доказать степенью и званием, цитированием в англоязычных изданиях, рекомендациями коллег. Перспективная молодежь предпочитает грин-карту, полученную с помощью работодателя.
Трудовая иммиграция, «утечка мозгов», вывоз человеческого капитала, знаниевая экономика, – немало терминов привлечет внимание человека, который задумывается о достойной жизни и реализации профессиональных навыков. А поиски новой родины отнюдь не противоречат уважению старой.